Цикл статей о том, как сделать скутер уникальным, не похожим на другие/Многие увлекаются тюнингом скутеров, а как правильно это сделать описано в данном сборнике статей...
В продаже появилось устройство Malossi
Automatique Chambre System induction (MACSI), его еще называют
топливным компенсатором. Инструкция обещает, что оно уменьшит, а то и
вовсе исключит «провалы» при резком открытии дроссельной заслонки у
2-тактных двигателей. Устанавливается система легко и быстро - за 5-30
минут, в зависимости от конструкции скутера. Заманчиво?
По
конструкции оно представляет собою резиновый сильфон (цилиндр с
гофрированной цилиндрической частью), внутрь которого вставлена
тарированная пружина. В одном из его донышек штуцер, его следует
соединить шлангом с впускным патрубком двигателя. Инструкция предлагает
два варианта подсоединения.
Malossi Boost Bottle
Первый.
Если скутер или мопед оборудованы топливным краником с вакуумным
управлением, то можно подключиться к его шлангу. Или воспользоваться
каким-либо свободным штуцером на впускном коллекторе. Главное - чтобы
его внутренний диаметр был не меньше 3 мм (штуцер, управляющии масляным
насосом, не подойдет: его отверстие меньше). Штатную трубку вакуумного
привода нужно разрезать и вставить в разрыв Y -образного тройника из
набора. А к оставшемуся выводу тройника подсоединить шланг, идущий к
MACSI. Желательно, чтобы все трубки были как можно короче - их
избыточная длина ухудшит работу как MACSI, так и устройства, в
управляющий шланг которого врезан тройник. Расположить резиновый
сильфон нужно так, чтобы он оказался подальше от нагретых частей
двигателя, а также от движущихся деталей, которые могут перетереть
резину. Кроме того, инструкция предупреждает, что после установки
устройства может потребоваться дополнительная регулировка карбюратора -
понадобится больший главный топливный жиклер.
Второй вариант
предназначен для тех аппаратов, у которых во впускном коллекторе нет
штуцера, пригодного для подсоединения MACSI. Нужно просверлить в
коллекторе отверстие диаметром 7 мм и нарезать резьбу М8х1. В
получившееся резьбовое отверстие вкрутить штуцер из набора и соединить
его трубкой с сильфоном. Этим же штуцером следует воспользоваться в том
случае, если у мотора вашего скутера впускной коллектор изготовлен из
резины. Проткните его стенку, вставьте штуцер и закрепите его изнутри
гайкой. Требования к длине шланга и размещению сильфона те же, что и в
первом варианте.
Устройство MACSI: 1 - пружина; 2 - хомут; 3 - крышка; 4 - упор пружины в сильфоне; 5 - сильфон.
Для
эксперимента мы взяли два скутера: Italjet Formula LC50 и Yamaha Aerox
LC. Последний подвергся тюнингу, в результате которого рабочий объем
его двигателя увеличился до 70 см3. Насколько возросла его мощность, мы
не знали. Вот и проверим. Эксперимент с форсированным двигателем нам
был интересен еще и потому, что на него установили карбюратор с
диффузором большего размера. Поэтому падение разрежения при резком
подъеме дроссельной заслонки здесь будет еще больше. Значит, эффект от
установки MACSI должен быть еще выше.
Оба скутера оборудованы
краниками с пневмоприводом, и мы действовали по первому варианту -
врезали тройники в их шланги. Прокатились. Italjet стал чуть резвее
откликаться на открытие дросселя. A Yamaha... Ее реакция была
совершенно непонятной. И мы отправились на динамометрический стенд: не
способный на эмоциональные всплески, только он и способен точно
показать, что есть что, регистрируя мощность не на коленвале, а на
колесе Правда, установка приспособлена для мотоциклов с механической
коробкой передач, в этом случае частоты вращения коленвала и ведущего
колеса жестко связаны. Трансмиссии скутеров не позволили получить
характеристики двигателей в чистом виде.
Подключение MACSI в разрыв шланга вакуумного привода бензокраника
Подключение MACSI к штуцеру, врезанному во впускной коллектор
Установка MACSI на Italjet Formula LC50
Установка MACSI на Yamaha Aerox LC
На
графиках получили результаты, близкие к реальной езде. Ну что же, для
скутеристов это даже нагляднее. Мы измеряли мощность при разгоне с
места и с 30 км/ч, а также следили, как она изменяется в течение
времени, за которое скутер развивал максимальную скорость. Проверили
каждый скутер вначале без MACSI, а затем с нею.
Кривая мощности
Первым
на динамометрический стенд установили Italjet Formula LC50. Когда
скорость достигла 50 км/ч, на кривой мощности появилась ступенька, за
которой последовал частокол мелких всплесков и провалов. Механики тут
же объявили, что свеча никуда не годна, а заодно раскритиковали и
работу коммутатора. Менять приборы зажигания не стали - просто
установили MACSI. Каково же было наше удивление (надо сказать,
приятное), когда кривая выровнялась, провалы исчезли, а «ступенька»
стала совсем маленькой. Как видно из графиков, максимальная мощность
составила 3,2 кВт (4,4 л.с.) при всех замерах, кроме разгона с места с
MACSI. В этом режиме она уменьшилась почти во всем диапазоне скоростей
на 0,2 кВт (0,27 л.с.). Но время, за которое вариатор выводил мотор на
режим максимальной мощности, практически не изменилось. Максимальная
скорость и время, за которое скутер ее развил, - тоже. Что же,
положительный эффект налицо, хотя и не таков, каким его рассчитывали
увидеть. По крайней мере, видно, что устройство работает.
Эффект
от работы MACSI на Yamaha Aerox LC был несравнимо большим. При старте с
места прибор отметил увеличение максимальной мощности с 6,4 кВт (8,7
л.с.) до 6,6 кВт (9 л.с.), но при разгоне с 30 км/ч ее пик стал меньше
- 6,1 кВт (8,3 л.с.) против 6,3 кВт (8,6 л.с.). При этом «взбунтова
лась» трансмиссия. Будучи тщательно настроенной для работы с этим
форсированным мотором, она никак не могла подстроиться под его новые
характеристики. Без сильфона при старте с места вариатор выводил мотор
на режим максимальной мощности уже при 58 км/ч. Теперь же он это сделал
при 66 км/ч. При замерах с резким открытием дросселя на 30 км/ч
получили обратный эффект: мощность с MACSI росла гораздо быстрее и
достигла максимума при 46 км/ч, в то время как без него только при 58
км/ч. Мы ожидали увидеть прибавку мощности в начале набора скорости при
разгоне как с места, так и с 30 км/ч. Но при обоих замерах она,
наоборот, снизилась. Уменьшилась она и при разгоне с 30 км/ч после 60
км/ч, но при разгоне с места мы получили прибавку после 65 км/ч.
Чудеса!
Впрочем, им есть объяснение. В первую очередь, учтем то, что любой
форсированный двигатель гораздо капризнее такого же штатного. И любое,
пусть минимальное изменение регулировок, которое штатный двигатель и не
заметит, может вызвать у его тюнингованого собрата совершенно
неадекватную реакцию. А то и ввергнуть в шок. Что и произошло.
Во-первых, в инструкции говорилось, что после установки этого
устройства может понадобиться дополнительная регулировка карбюратора -
чтобы обогатить смесь. Мы же, для чистоты эксперимента, только
устанавливали устройство, но оставляли все регулировки без изменений.
Во-вторых, форсированный мотор в сравнении со стандартным работает в
более узком диапазоне оборотов коленчатого вала. Значит, регулировки
вариатора и центробежного сцепления должны быть точнее. Чуть изменилась
характеристика двигателя - перенастраивай трансмиссию заново.
Для
тех, кто ждал от нас совета на предмет покупать или не покупать:
однозначного ответа дать не беремся. И вот почему. Если скутер в
штатном исполнении, то установка MACSI немного улучшит работу его
двигателя - получите, скорее всего, небольшую экономию топлива. А вот
отюнингованный мотор может отреагировать как угодно! И тогда
понадобятся время, желание и, увы, деньги на доводку движка.
Перенастроив карбюратор (а может быть, и угол опережения зажигания),
нужно добиться стабильной работы двигателя на всех режимах. После этого
прибавка в 0,8 л.с., которую мы получили, скорее всего, «растянется» и
в сторону низких оборотов. А затем понадобится подрегулировать
центробежное сцепление и вариатор (подобрать грузики и пружинки), чтобы
трансмиссия помогла мотору «показать себя с лучшей стороны»...
Сложновато? Тот, кто уже занимался тюнингом двигателя, подтвердит: сами
по себе дополнительные л. с. не подарок небес - за них приходится
бороться.