Цикл статей о том, как сделать скутер уникальным, не похожим на другие/Многие увлекаются тюнингом скутеров, а как правильно это сделать описано в данном сборнике статей...
Если
штатные воздухоочистители ведут свою родословную от автомобильных и
прочих, то «нулевики» есть, по сути, фильтрующая основа, нагороженная
вокруг старой доброй «дудки», сиречь мегафона, что увенчивал входные
патрубки мотоциклов и гоночных авто с момента их появления. Дело в том,
что эти самые скругления-сужения на «дудках» позволяют лучше
организовать резонансный процесс, происходящий на входе в патрубок.
Суть его в том, что скачки уплотнённого воздуха, при попадании его в
раструб, впротивофазе дают... отрицательное сопротивление, то есть
отчасти проталкивают воздух в карбюратор.
Естественно,
при определённых оборотах (вспомним, что в гонках используются «дудки»
разной длины для настройки под конкретный режим работы) и при должной
конфигурации. Превосходный пример таких фильтров - легендарные
«кАэновские» конусы. Большой диаметр фильтра у патрубка лучше
способствует возникновению скачков уплотнённого воздуха, а коническая
боковая поверхность увеличивает пропускную способность шторы. Одна
беда: впуск нуждается ещё и в соответствующем объёме резонатора, а
здесь он скромный, а потому «заточенный» для больших оборотов. Для
меньших же нужен резонатор увеличенного объёма, в результате чего
большинство «нулевиков» (в том числе некоторые модели той же K&N)
делают цилиндрической формы. Впрочем, есть и те, кто пренебрегает
резонансным объёмом напрочь и делает фильтры в виде «дудки» немалого
диаметра, к которой приделан кусок поролона. Такая конструкция тоже
работает на снижение сопротивления, и «нуль» здесь также наблюдается -
что и фиксируют бесстрастные мощнос-тные стенды.
Вот только
заводские инженеры тоже не бамбук курят, и резонансные явления освоили
в совершенстве. В результате штатные короба воздухофильтров снижают
сопротивление не хуже, а если к тому прибавить инерционный наддув
(который с «конусами» ну никак не организовать) и переменное
сопротивление потоку, то картинка будет уже далеко не столь радужная,
сточки зрения поборников ФНСов.
Природу не обманешь
Сетчатый фильтр KN
А
теперь перейдём от высоких материй повышения мощности к повседневным
будням, в которых фильтр должен прежде всего... Вот именно,
фильтровать! И здесь вступает в силу жёсткий регламент, гласящий для
штатных воздухоочистителей следующее. Во-первых, при расходе воздуха
80% от максимального воздухофильтр должен создавать сопротивление
потоку не более 2,5 кПа. Во-вторых, до забивания воздухофильтра (а
таким моментом признано увеличение сопротивления до 5 кПа) должно
пройти не менее 84-х минут при концентрации пыли в воздухе 0,4 г/м3.
В-третьих, во время испытаний фильтр может пропускать не более 1 %
пыли. Надо сказать, что по первому параметру большинство aftermarket и
бумажные штатные элементы укладываются легко, по второму - с хорошим
запасом, а по третьему, как правило, перекрывают норму в разы (иногда
пропуск пыли составляет смешные 0,14%!).
А что тюнинговые? К
сожалению, мои сведения не назовёшь абсолютными, ибо данных по
испытаниям ФНС на мотоциклах я не видел. Зато по автомобилям повидал
немало отчётов, как заводских (многие из которых не могут считаться
объективными), так и в различных автоизданиях (от нашего «За рулём» до
печатного органа британских стритрейсеров Vmaxx). На основании десятков
отчётов, полагаю, вполне можно судить о возможностях «нулевиков»
различных фирм. Тем более что «фигуранты» - изделия пяти-шести фирм и
их «клоны».
Так, вовсе не секрет, что известные и в мотомире
«поролоновые» фильтры Raid и Ramair выпускаются одним и тем же
поставщиком и отличаются только надписями; более того, Ramair
поставляет фильтры многим тюнингерам, включая Polini.
А
результаты наводят на серьёзные размышления. Особенно замеры фильтров
двух, пожалуй, самых авторитетных производителей - апологета «сеток»
K&N и изготовителя самых известных в off-road мире «поролоновых»
фильтров Twin Air. На поверку эти изделия оказываются не только
принципиально разными по конструкции - их характеристики отражают
диаметрально противоположный подход к применению ФНС.
Фильтр Ramair
Так,
у всех без исключения моделей «ка-энов», как «панельных», так и
«универсальных» (с одной оговоркой: классических, без предварительной
фильтрации), потрясающие показатели по снижению сопротивления на
впуске, а грязезабиваемость меньше, чем у штатных воздухоочистителей!
Первое неудивительно: тонкая полоска хлопкового нетканого материала
позволяет пропускать воздух с минимальной турбулизацией потока и к тому
же благодаря минимальной толщине и увеличенной площади дополнительно
снижать сопротивление. А вот с грязезабиваемостью всё очень весело:
цена за это - пропускание пыли в 8-19% (напомню: у штатных бумажных
фильтров - 0,16-0,99%)! Да, на чистых европейских автобанах и
«кольцевых» трассах, для коих и предназначены изделия K&N, это
нормально, но не в пыльно-сажевой атмосфере московских улиц! Не слишком
спасают положение тканевые чехлы (опять же увеличивающие сопротивление)
и даже поролоновые «предфильтры» - такая опция тоже предусмотрена
американцами (видать, они неплохо осведомлены о проблемах своих
изделий).
Полная противоположность - фильтры Twin Air. Степень
очистки воздуха и время работы до засорения у двухслойных поролоновых
элементов лучше «родных», хотя и ненамного, а защита двигателя от
гидроудара как ни у кого. Со снижением сопротивления хуже: оно
достигается только в случае установки «универсального» фильтра,
защищённого в реальных условиях от пыли куда хуже родной «кастрюли». В
случае же установки «панельного» элемента в штатный корпус
сопротивление... возрастает, причём ощутимо!
У фильтров других
фирм за исключением, наверное, легко забиваемых грязью однослойных
поролоновых элементов вроде упомянутого Ramair, а также откровенной
халтуры азиатского происхождения достоинства и недостатки выражены не
столь ярко, но общая картина та же - рост одних показателей достигается
за счёт других. Чудес, как видим, не бывает!
Крайняя необходимость
Фильтр TwinAir
Так
что же, ФНС - ещё один «барабан Страдивари» вроде любимого чопперистами
«гиперчарджера»? Нет, скорее, изделие ограниченного применения. В
оффроуде без «поролонок» никуда: здесь эффективная очистка воздуха и
быстрая очистка самого фильтра вкупе с «анти-гидроударностью» важны как
нигде. С «кольцом» тоже всё вроде ясно.
В городе же применение
«нулевика» оправдано только втом случае, когда пропускная способность
штатного воздухоочистителя далека от необходимой и реально
«придуши-вает» мотор. Но это случается лишь когда мотор действительно
форсирован (каналы-клапана-распредвалы и т. д., а не одинокие
«диноджет» и «прямоток»!), и то не всегда - часто штатный
воздухоочиститель сделан с ощутимым запасом по производительности. Во
всех остальных случаях прибавка мощности в один процент явно не стоит
мучений с еженедельной чисткой-смазкой фильтра, а то и безвременно
загубленного благодаря «внутренней пескоструйке» движка.
Тем же,
кто всё же решился поставить ФНС на стандарт, прельстившись «гоночными»
видом и звуком, три рекомендации. Во-первых, перенастроить систему
питания, иначе вместо прибавки вы получите прогар поршня: топлива
форсунки/жиклёры выдают столько же, а воздуха идёт больше,
следовательно, обеднение смеси неизбежно. Второе, выбирать или
двухслойные «поролонки», или «сетки» с текстильным либо поролоновым
«пречарджером» (такие делает только K&N, и то не для всех моделей,
но их можно подобрать к «сеткам» большинства других производителей).
Третье,
чем больше объём внутри фильтра и диаметр элемента у впускного
патрубка, тем лучше. И - побольше терпения в обслуживании этих весьма
капризных девайсов!