Цикл статей о том, как сделать скутер уникальным, не похожим на другие/Многие увлекаются тюнингом скутеров, а как правильно это сделать описано в данном сборнике статей...
РАЗБОРКА
Прежде всего нужно снять левую нижнюю часть облицовки скутера. Не
уговаривайте себя, что и когда она на месте, вся «механика» доступна:
облицовки, как правило, мешают. Не переусердствуйте: усики, которыми
крепится облицовка, не так уж и прочны.
Открутите винты крепления крышки вариатора. Если они «прикипели»,
обстучите их молотком через вороток. Когда винты выкручены, чтобы
деталь легче отсоедини-'лась, обстучите ее киянкой (или молотком через
деревянный брусок). Постарайтесь не повредить прокладку между крышкой
вариатора и картером. А лучше, как советуют руководства по ремонту,
сразу подготовьте новую для замены. Сняв крышку, осмотрите ремень и все
узлы вариатора. Возможно, какая-либо деталь разрушилась (что
маловероятно) или после неквалифицированного обслуживания «в прошлой
жизни» открутилась какая-нибудь гайка (что не исключено). Если до
ремонта стук в вариаторе был явным, его причина, скорее всего,
обнаружится при осмотре.
Ширина нового ремня обычно маркируется на наружной поверхности, там же
обычно указывают и его длину, которую нужно знать при покупке запчасти.
Чтобы измерить ширину (удобнее - штангенциркулем), снимать ремень с
вариатора необязательно.
У разных моделей предельно допустимый износ ремня может колебаться от
0,5 до 1 мм. Не поленитесь полистать справочную литературу. Если
измеренный размер меньше минимально допустимого или на ремне дефекты
(порезы, трещины, отслоения), не задумываясь, замените его на новый.
При установке внимательно рассмотрите маркировку: она иногда включает
стрелку, указывающую направление движения ремня. Пренебрегать этой
подсказкой не стоит.
Проверить ширину ремня просто - штангенциркулем.
Маркировка ремня вариатора нанесена на его внешней поверхности.
На некоторых скутеров можно снять ремень, разжав половинки ведомого шкива руками.
Если пользоваться приспособлением, демонтировать механизм центробежного
сцепления от ведомого шкива можно, не снимая узел со скутера.
Проверьте длину пружины. Если ее менять, то только на деталь с меткой такого же цвета.
Если выработка барабана центробежного сцепления превышает 0,5 мм, замените его.
Снимаем ведомый шкив вариатора.
Так собирается узел ведомого шкива.
ЗАМЕНА РЕМНЯ ВАРИАТОРА
На некоторых скутерах его можно снять без демонтажа других деталей -
если картер просторный настолько, что образуется свободный доступ к
ремню. Разведите щеки ведомого шкива, чтобы вывести ремень на
минимальный диаметр. Для этого прижмите руками подвижную щеку к
барабану центробежного сцепления, преодолев усилие пружины (оно не
очень большое). А еще можно, слегка поворачивая шкив, сжать рукой ветви
ремня. После этого, придерживая подвижную щеку ведомого шкива в этом
положении, перевалите ремень через наружную щеку ведущего шкива и,
поворачивая его, снимите ремень. Нона большинстве скутеров перед
заменой ремня вариатора необходимо демонтировать один из шкивов -
ведомый (вместе с центробежным сцеплением) или ведущий (с муфтой).
Легче демонтировать ведомый, но если собираетесь заменить заодно и
грузики вариатора, разумеется, снимайте ведущий.
ДЕМОНТАЖ УЗЛА ВЕДОМОГО ШКИВА И ЦЕНТРОБЕЖНОГО СЦЕПЛЕНИЯ
Открутите гайку, которая крепит этот узел к валу редуктора. Чтобы
барабан не провернулся, зафиксируйте его специальным приспособлением
(если оно есть). Можно его застопорить и иначе -совместить одно из
отверстий барабана с отверстием в основании, на котором крепятся
колодки центробежного сцепления, вставить в него вороток или
какой-нибудь стальной стержень. На время откручивания гайки нажмите на
тормоз заднего колеса.
Если предстоит заменить всего лишь ремень, а центробежное сцепление и
ведомый шкив трогать не собираетесь, то дальше этот узел разбирать не
стоит. Чтобы снять ремень, разведите щеки ведомого шкива, преодолевая
усилие пружины, и, утопив между ними ремень, снимите с вала весь узел.
Замените ремень и собирайте в порядке, обратном разборке.
Но есть смысл проверить состояние деталей центробежного сцепления.
Снимите барабан центробежного сцепления, осмотрите его рабочую
поверхность и поверхность фрикционных накладок колодок: здесь не должно
быть сколов и трещин, а толщина - меньше указанной в справочной
литературе (если не удалось найти точные данные, примите за минимум 1,5
мм). Обнаружите дефекты - колодки пора менять, причем весь комплект.
На поверхности барабана не должно быть глубоких рисок и признаков
неравномерного износа. Даже если рабочая поверхность достаточно
гладкая, но выработана больше чем на 0,4-0,5 мм, его придётся заменить.
Чтобы разъединить половинки ведомого шкива, снимите обойму с подвижной части...
...и выньте штифты. Заодно проверьте состояние резиновых уплотнений.
Проверьте штангенциркулем или линейкой плосткостность поверхности половинок шкивов.
РАЗБОРКА ЦЕНТРОБЕЖНОГО СЦЕПЛЕНИЯ И ВЕДОМОГО ДИСКА
Чтобы отделить механизм центробежного сцепления от ведомого шкива,
открутите соединяющую их гайку. Она обычно затянута с моментом не
меньше 50-55 Н-м, а для того, чтобы ее открутить, понадобится еще
большее усилие.
Поэтому узел лучше зажать в тисках. Гайка здесь узкая, чтобы не
испортить ее грани, воспользуйтесь головкой или накидным (но не
рожковым!) ключом. Будьте готовы к тому, что вам может понадобиться
инструмент нестандартного размера, например «под ключ» 34 мм, как на
нашем скутере. Открутив гайку, вы получите доступ к одной из деталей,
определяющих характеристику вариатора - пружине, сдвигающей половинки
ведомого шкива. Измерьте ее длину штангенциркулем и проверьте -
сравните размер с тем, что указан в справочной литературе: не просела
ли она? Если пружина короче положенного, замените. Обратите внимание на
цвет метки: он указывает группу жесткости, соответствующую
определенному весу грузиков. Поэтому, если не"хотите, чтобы
характеристика вариатора изменилась, ищите пружину с тем же цветом
метки.
С обеих сторон вала неподвижной щеки ведомого шкива запрессованы
игольчатые подшипники (или один игольчатый и один шариковый) и
установлены сальники. Проверьте, есть ли в подшипниках консистентная
смазка, при необходимости добавьте. Но не переусердствуйте: избыток
смазки выдавится через сальники, а центробежная сила непременно
забросит ее на ремень. И вам снова придется полностью разобрать весь
вариатор, удалить лишнюю смазку, обезжирить щеки шкивов и ремень чистым
бензином или растворителем - иначе скутер не поедет. Шкивы эту
неприятность перенесут безболезненно, а вот срок службы ремня после его
контакта с растворителем может существенно сократиться. Проверьте
подвижность щек ведомого шкива относительно друг друга. Подвижная щека
должна перемещаться легко и без заеданий, с небольшим поворотом (внутри
нее есть винтовые пазы). Если почувствуете сопротивление, - разберите
узел, очистите и смажьте поверхности тонким(!) слоем консистентной
смазки. Задиры и заусенцы можно попробовать зачистить"мелкой шкуркой,
но лучше поврежденные детали заменить.
Чтобы разобрать этот узел, снимите с помощью двух тонких отверток седло
пружины, извлеките плоскогубцами с тонкими губками направляющие штифты
(их два или три - в зависимости от модели скутера) и снимите подвижную
щеку шкива с вала неподвижной. Оцените, не пора ли заменить кольцевые
резиновые уплотнения. Перед сборкой смажьте трущиеся поверхности тонким
слоем консистентной смазки. После того, как вставите штифты, не
забудьте смазать и винтовые канавки. Чтобы, осаживая седло пружины, не
повредить резиновые кольца, смажьте их, а седло слегка поворачивайте.
Начинаем разборку привода кикстартера: снимаем стопорную шайбу (1);
фигурную шайбу (2); пружину (3);
Втулку с храповиком кикстартера снимите пассатижами.
Один «ремонтник» фиксирует ротор генератора...
... а другой при помощи глубокой головки откручивает гайку, крепящую узел ведомого шкива...
...или, если нет приспособления для фиксации ротора генератора,
откручивает гайку ударной отверткой. Тогда и «вторые руки» не нужны.
Муфта вариатора разобрана:
1 - крышка муфты;
2 - подвижная пластина;
3 - корпус муфты с грузиками.
При сборке узла потребуется вторая пара рук (один работник, держась за
подвижную щеку шкива, обеими руками сжимает пружину, а помощник
закручивает гайку). Можно закрутить гайку и в одиночку, если заменить
помощника специальным приспособлением или струбциной.
При сборке трансмиссии нанесите на болты и гайки по капле фиксатора
резьбы и затяните динамометрическим ключом с моментами,
рекомендованными инструкцией по ремонту вашего скутера. Если инструкции
нет, руководствуйтесь цифрами, приведенными в таблице (она на этой
странице).
ДЕМОНТАЖ ВЕДУЩЕГО ДИСКА И РАЗБОРКА МУФТЫ ВАРИАТОРА
Чтобы открутить гайку крепления ведущего шкива, понадобится
приспособление для фиксации коленчатого вала. Так как его закрепляют с
другой стороны двигателя, позовите помощника. Гайка, которую нужно
открутить, находится под втулкой с храповиком кикстартера. Ее нетрудно
снять при помощи пассатижей.
Чтобы добраться до ротора генератора, который и предстоит застопорить,
снимите правую нижнюю часть облицовки (соблюдайте при этом те же
предосторожности, что и при демонтаже левой). Затем-снимите кожух
системы охлаждения и крыльчатку вентилятора. Теперь можно фиксировать
ротор генератора - для этого существует несколько типов приспособлений.
Можно и без них, если, придерживая ротор руками, откручивать гайку с
помощью ударной отвертки или пневмогайковерта с насадкой-переходником
под шестигранную головку.
Когда гайку открутили, снимите с левой цапфы коленчатого вала втулку
кикстартера, крыльчатку вентилятора, неподвижную щёку ведущего шкива,
втулку муфты вариатора и саму муфту.
Чтобы разобрать муфту, открутите винты, крепящие ее крышку. Снимая её и
расположенную под ней пластину с направляющими канавками (держатель
грузиков), будьте осторожны - не повредите резиновое уплотнительное
кольцо. Добравшись до грузиков, оцените состояние их рабочих
поверхностей: они должны быть цилиндрическими, без следов износа. Не
должны быть изношенными и желобообразные поверхности в корпусе муфты.
Перед сборкой смажьте эти поверхности небольшим количеством
консистентной смазки.