Задача редуктора состоит в том, чтобы передавать
вращение с ведомого шкива вариатора на заднее колесо. Первое
передаточное отношение проходит прямо через вариатор. Вариатор
достигает своего конечного отношения (ремень впереди выходит на внешний
радиус) при вращении ведомого шкива около 5 раз за вращение коленвала
(при 10000 об/мин мотора, таким образом 50000 вращений шкива).
Предположительно, если бы колесо сидело на ведомом шкиве, то колесо
должно было бы при каждом зажигании (соответственно вращении коленвала)
совершать 5 полных вращений. Получилось бы такое длинное отношение,
которое мотор не смог бы потянуть. Таким образом значение редуктора
становится очевидным: передавая крутящий момент с ведомого шуива на
заднее колесо, он уменьшает скорость вращения. Во сколько раз? На
разных моделях скутеров это число может немножко отличаться, но оно
всегда близко к 12, напрмер на Yamaha Aerox, если быть точным, - 12,28.
Это означает, что на один оборот заднего колеса приходится 12,28
оборотов ведомого шкива.
Шестерни редуктора находятся в закрытой емкости в задней
части картера. Емкость заполнена маслом, поэтому прежде, чем октрывать
крышку, масло необходимо слить.
Механизм редуктора разделен на ПЕРВИЧНУЮ (шестерни 1 и 2)
и ВТОРИЧНУЮ (шестерни 3 и 4) передачи. Первичная или вторичная передачи
состоят всегда из двух шестерней - большой и маленькой. Разделив число
зубцов ведущей шестерни на число зубцов ведомой шестерни, мы получаем
передаточное отношение передачи. Например, маленькая и большая шестерни
первичной передачи (1 и 2) Yamaha Aerox имеют 13 и 52 зубца
соответственно. Понятно, что ведущей в данном случае является маленькая
шестерня, поэтому отношение передачи будет равно 13/52, или 1:4, если
поделить числитель и знаменатель на 13. Для нас это означает, что на
четыре оборота ведущей (маленькой) шестерни приходится лишь один оборот
ведомой (большой). Зная размеры шестеренок вторичной передачи (3 и 4)
того же Yamaha Aerox - 14 и 43 и действуя аналогично, получаем
отношение 1:3,07. Теперь осталось лишь перемножить полученные отношения
1:4 и 1:3,07, чтобы получить итоговое отношение редуктора Аэрокса
1:12,28 - о нем говорилось в самом начале.
Чем меньше значение передаточного отношения, тем длиннее
передача!!! Например (для первичной передачи), 1:4,2 - короткая
передача; 1:3,15 - средняя передача; 1:2,73 - длинная передача; 1:2,11
- очень длинная передача.
Мы предлагаем клиентам как шестерни первичной, так и
вторичной передачи, как правило, с несколькими вариантами передаточного
отношения. Абсолютно безразлично, с помощью какой передачи - первичной
или вторичной - изменять итоговое отношение редуктора. На скутерах,
подготовленных к соревнованиям на основе поршневых High-End иногда
заменяют даже обе передачи.
Зачем удлиннять передачу?
Мы не устаем повторять Вам в своих статьях, что одно дело
- иметь большую мощность, а другое - ее реализовать. На стандартном
моторе скутера удлиннять передачу нет никакой необходимости:
произодителем подобранно отношение редуктора, позволяющее оптимально
реализовать мощность мотора. Однако при тюнинге силового агрегата
пиковая мощность порой увеличивается в два-три раза. Тут не обойтись
без вмешательства в трансмиссию.
Дело в том, что все двигатели внутреннего сгорания
работают лишь в определенном диапазоне оборотов. Выше этого диапазона
сила двигателя - крутящий момент - очень быстро падает. Причем с такой
скоростью, что быстро падает и мощность (которая фактически
определяется произведением момента на обороты). Особенно это касается
тюнинговых моторов (красная кривая на диаграмме).
Как видим, при 10000 об/мин тюнинговый мотор развивает 7
лс, а уже при 11000 об/мин - всего 2. Если на тюнинговом моторе
оставить передачу стандартной, то прирост максимальной скорости будет
достигаться только за счет роста максимальных оборотов. При этом
главное преимущество - прирост крутящего момента за счет увеличения
объема - остается нереализованным, так как это возможно лишь с помощью
модернизации трансмиссии.
Тем, кто не очень хорошо знаком с взаимосвязью мощности,
крутящего момента и оборотов двигателя, должен помочь в понимании
следующий пример. Машина с механической коробкой никогда не разгонится
до максималки на первой передаче, так как двигатель не раскрутится выше
определенных оборотов. На первой передаче избыток крутящего момента
расходуется на тяговые свойства: Вы можете ехать в очень крутую горку с
до отказа набитой машиной, а можете ехать с горки без пассажиров и
багажа, но скорость будет одинаковой. Более длинная передача
ограничивает Ваши возможности по форсированию подъемов, зато по ровной
дороге Вы можете ехать значительно быстрее. А про взаимосвязь мощности,
крутящего момента и оборотов двигателя мы еще поговорим в отдельной
статье.
Итак, необходимость в удлинении трансмиссии при тюнинге
силового агрегата становится очевидной. Но это не совсем верно, что чем
длиннее выбрана передача, тем быстрее поедет скутер, или другие
подобные утверждения. Если использовать чрезмерно длинную передачу, то
двигателю не будет хватать крутящего момента, чтобы развить
максимальные обороты. В этом случае говорят, что двигателю не может
вытянуть длинную трансмиссию. Теперь становится понятным, почему
удлиннение передачи на стандартном моторе бессмыссленно. Одним словом,
длина передачи должна соответствовать возможностям двигателя.
Насколько удлиннять?
Поршневая Sport 70сс в сочетании с правильно настроенным
17,5 mm карбюратором имеет достаточно момента, чтобы можно было
удлинить передачу на 12-20%. На поршневых класса Racing - еще немного
больше. Обратите внимание на то, что чем длиннее передача, тем
соответственно меньше разгонной динамики, так как момент на заднем
колесе при разгоне уменьшается. Многие производители дают уже готовые
рекомендации отношения, однако, как показывает практика, они не всегда
соответсвуют требованиям конкретного владельца, поэтому следует
отнестись к выбору отношения внимательнее. Чтобы понять, на сколько
процентов удлинится передача, Вам нужно посчитать отношения стандартной
и тюнинговой передачи. Рассмотрим опять пример с Аэроксом: родная
вторичная передача у него имеет отношение 1:3,07. Top Performances
предлагает вторичную передачу для этого мотора с соотношением зубьев
16/41, чему соответствует отношение 1:2,56. Теперь делим передаточное
отношение тюнинговой передачи на отношение стандартной, вычитаем
результат из единицы и умножаем на 100%. Получаем удлинение передачи в
процентах. Итак: (1 - (2,56/3,07)) x 100% = 16,62%.
Прямые или косые зубцы шестерен?
Большинство производителей предпочитает прямые, они лучше
передают усилие и приводят к менее значительному нагреванию за счет
меньшей площади трения. Однако шестерни с косыми зубцами работают
значительно тише.
|